Тема: ш. 71. Нет как познаваемого, так и ума
Соответственно, следует понять, что
Обладатель органа чувств, имеющего дефект,
«Который в силу дефекта видит волоски»,
Сходен и с претом, ум которого видит горный поток и реку, как гной.
Так же следует познавать и другое подобного рода, сходное с тем, что указано о видении с дефектом зрения. А здесь сказано достаточно.
Короче, надо понять эту идею:
«Нет как познаваемого, так и ума».
Следует понять, что как познаваемое не имеет собственного бытия, так и ум, имеющий вид познаваемого, тоже не рождается благодаря собственной сущности. Как сказано в «Четырёхсотенной»:
Без виджняны не является познаваемым. Его нет — виджняны нет.
Поэтому вы сказали, что виджняна и познаваемое не имеют собственного бытия.
И, соответственно, в шравака-сутрах сказано:
Виджняна с иллюзией сходна — так Родственник Солнца сказал.
Объект же её восприятия, соответственно, воистину подобен иллюзорной вещи.
Следовательно, для того чтобы это отрицание внешнего объекта, захваченное апасмараграхой — вызывающим забвение демоном признания реальности виджняны, не вызвало каким бы то ни было образом падения в пропасть сущности — Я, оно должно быть принято только после серьёзного подавления того демона благодаря произнесённой являющими сострадание высшими святыми тайной мантры — Писания и доказательств.