Тема: ш. 57. Нет потенциала сознания в настоящем
Если нечто, именуемое способностью, существует, тогда при её зрелости виджняна возникать будет, а при незрелости — не будет. Но та способность не существует. Потому это не имеет места.
А также: почему же способность не существует? Говорится:
В отношении родившегося способность не является возможной, существующей.
В отношении неродившегося предмета способность тоже не существует.
Здесь, когда тщательно рассматриваем эту способность, то, считаем, она будет связана с виджняной настоящего или виджняной прошлого и будущего. При этом в отношении родившейся виджняны способность невозможна. Когда берём шестой падеж и получаем: «способная» виджняна, т. е. виджняна, которой принадлежит способность, тогда виджняна, являющаяся плодом, существует и как причина, что невозможно. Если она является и причиной, то будет беспричинный плод, и семя тоже не будет уничтоженным, когда родился росток. Поэтому в отношении родившейся виджняны способность невозможна. Когда берём пятый падеж и получаем: «виджняна возникает из (благодаря) способности», тогда родившаяся виджняна возникает из (благодаря) способности, что невозможно, так как она уже существует. Это уже было объяснено ранее. Если так, то в отношении родившейся виджняны способность не является возможной, существующей.
Не существует способность и в отношении виджняны, бытиё которой ещё не родилось, поскольку
При отсутствии особенности (отличия) не существует и обладатель особенности (отличия).
Придём к тому, что это существует и у сына бесплодной женщины.
При отсутствии отличительной особенности не существует и отличаемое. Почему же? В выражении «виджняновская способность» т. е. способность, отличительной чертой которой является создание виджняны; например, «сильный человек» — тот, который может проявить силу, виджняна является отличительной особенностью способности, а способность является отличаемой «основой». То, что не родилось, нельзя определить как предмет отрицания или утверждения, как «виджняну» или «не являющееся виджняной». Когда так, тогда что делает способность отличной — особенной: «Это — способность к этому»? Когда таким образом отличие — особенность не существует, не назовешь нечто особенным: «Это возникает из того», — этим ничего не укажешь. Опять-таки, если признать способность в отношении неродившегося, то следует признать её и в отношении сына бесплодной женщины. Следовательно, способность не существует и в отношении неродившейся виджняны.