Тема: ш. 43. Цель проповедования об индивиде
Если говорят так: «Если устанавливаем связь плода с деяниями так, тогда не будет ли чем-то не существующим ни под каким видом та алая-виджняна, которая в святой сутре «Приход на Ланку» — «Ланкаватаре» и других сутрах называется всесеменной основой, обладающей специфической способностью являть неисчислимые дхармы, причиной рождения всех вещей, подобной морю в отношении волн?», то это не так, поскольку такое указание трактует её как существующую для обращённых. Следует понять, что словом «алая-виджняна» называется именно шунъята, так как она охватывает бытиё всех вещей.
Существует не только алая-виджняна, но и индивид, поскольку указание о его существовании он сделал для поддержки воспитываемых существ. Как сказано: «Монахи, пять скандх — бремя. Несущий бремя — индивид».
То, в отношении чего указывается столько-то скандх, то, именуемое разумом — читтой, или умом — манасом, или сознанием — виджняной, является тем носителем, о котором говорится: «Когда длительное время облачён в веру, нравственность и т. д. и развивает их, то впоследствии придёт на небеса».
Всё это говорится намеренно. Какое же здесь намерение?
Следует сказать:
Это указание: «Всеобщая основа — алая — существует и индивид существует.
Именно эти скандхи существуют», — делается
Для того, кто не поймёт
Очень глубокую идею согласно тому.
Те обращённые, которые, поскольку за долгое время сделались привычными к взгляду иноверцев — тиртиков, не могут проникнуть в понимание глубокой природы сущего — дхарматы и, услышав учение, утверждающее: «Я — нет! Не возникает», пугаются и в самом начале думают об учении о пустоте как о подобном бездне, они, отвернувшись от того учения, не реализуют великую идею — благо. Объяснение же в самом начале алая-виджняны и т. д. приведёт к тому, что, отвергнув систему иноверцев — тиртиков, извлекут великую пользу из тех идей существования алая-виджняны и т. д., а затем уже понимающие неложно идеи Писания сами отвергнут их. Поэтому возникает только польза, а вред — нет.
Как говорит в «Четырёхсотенной» Аръядэва:
Кто чему-то радуется,
Тот должен сначала исследовать то, чему радуется.
Подверженный чувствам симпатии и антипатии
Никоим образом не является сосудом высшего Учения.