Тема: ш. 37, 38. Пустое рождается из пустого
Если говорят так: «В таком случае, если рождение собственного признака не существует и с точки зрения двух истин, то каким же образом увидим их наличие в мире?», то говорю:
Отражение и другие пустые вещи, зависящие от сочетания причин и условий,
Тоже не являются чем-то неизвестным.
Подобно тому, как там из пустоты будет рождаться
Сознание в виде того отражения и т. д.,
Так и все вещи, хотя и пустые,
Тоже будут рождаться из пустот.
Все вещи пребывают неотделимо от причин и следствий. Причинно-следственный механизм возникновения в зеркале отражения, не имеющего собственного бытия, тоже известен. Соответственно, сведущий человек, который воспринимает материальное (рупу), ощущения (ведану) и т. д., пребывающие неотделимо от причин и следствий, как нечто существующее, определяет их как наделённых бытиём. Поэтому, хотя и воспринимаются как существующие, но не имеют рождения благодаря собственному бытию. Как сказано:
Райские вещи — дхармы следует познавать
По аналогии с тем, как
В целиком и полностью чистом зеркале
Появляется неимеющее собственного бытия отражение.
Следовательно,
Поскольку с точки зрения обеих истии вещи не имеют собственного бытия,
Они не являются постоянными, не являются и прерываемыми.
Поскольку, таким образом, вещи, подобно образу отражения в зеркале, пусты — лишены собственного бытия, постольку с точки зрения обеих истин — и относительной, и абсолютной — они не имеют собственного бытия и сущности. Поэтому не обладают постоянством и прерывностью.
Как сказано в «Мадхъямака-шастре» (XV, 1):
Поскольку то, что имеет место, не является отсутствующим, то — постоянно.
Говорят: «Возникшего прежде нет теперь». Поэтому придём к прерывности.
И, соответственно (XXI. 14):
Если принять, что вещь существует, то придём к взгляду, признающему
Постоянство и прерывность, поскольку та вещь будет постоянной и непостоянной.
Соответственно, на примере иллюзорного творения объясняется рождение нереального из нереального (XVII. 31-33):
Подобно тому, как Наставник Будда явил благодаря совершенной волшебной силе (риддхи) иллюзорное творение, и то иллюзорное творение тоже явило снова другое иллюзорное творение, так и тот деятель, хотя бы и совершал какие-либо деяния, подобен сотворённому иллюзорному образу, как, например, то иллюзорное творение, которое создаёт некое другое иллюзорное творение.
Клеши, деяние и тело, деятель и плод — подобны городу гандхарвов, подобны миражу и сновидению.