Тема: ш. 28. Определение относительной истины
В связи с этим, чтобы объяснить относительную истину мира, говорится:
Невежество, поскольку закрывает природу сущего, затемняет всё.
И то, что является из-за него как фальшивая истина,
Тем Муни Буддой названо истиной относительной, полной темноты.
Являющееся фальшивым сущее — относительно.
Здесь, этот фактор, поскольку затемняет у существ видение того, как существуют вещи, называется невежеством.
Вместе с неведением оно вызывает принятие несуществующей собственной сущности вещей за существующую, обладает свойством закрывать как покровом природу сущего, затемняет всё.
То, что из-за этого затемнения всего является как истинное, что, не будучи сущим, является как сущее — истинно, как ложная мирская относительность. Оно фальшиво, возникает зависимо. Возникающие зависимо отражения, эхо и т. д. ложны, а также являются обладателям неведения как ложное. Синее и другие цветоформы (рупа), ум, ощущения (ведана) и т. д. являются им как истинное. Подлинное же бытиё не является в восприятии у обладателей неведения ни под каким видом. Поэтому оно и то, что даже в относительном плане ложно, не являются относительной истиной. Если так, то всё то, что возникает из-за имеющегося у обладателей клеш неведения, относящегося к 12 членам зависимого существования, определяется как относительная истина.
Для шраваков же, пратъекабудд и бодхисаттв, избавившихся от имеющегося у обладателей клеш неведения, видящих существование феноменального — санскар как подобное существованию отражения и т. д., это является фальшивым бытиём, а истинным — нет, так как они не признают его за истинное. Простаков обманывает, а для других возникающее зависимо будет только относительным, подобно иллюзии.
А также, у обладающих сферой восприятия, которая содержит явления, — поскольку у них функционирует неведение, относящееся к покрову познаваемого — являются, а у обладающих сферой восприятия, которая не содержит явления — нет. У Будд, поскольку они целиком и полностью просветлились — постигли все дхармы во всех отношениях, действие сознания (читта) и психических элементов (чайтта) считается совершенно прекратившимся. Так Бхагаван объяснил относительную истину и только относительное.
При этом именно то, что у обычных существ является абсолютным, у святых, обладающих сферой восприятия, которая содержит явления, является лишь относительным, а то, что является шунъятой — лишённостью существования того, у них является абсолютным. У Будд абсолютным является подлинное бытиё; оно же, поскольку не обманывает, является абсолютной истиной. Она является тем, что постигается каждым из них лично. Относительная истина — поскольку вводит в заблуждение — не является истиной абсолютной.