Тема: ш. 164. Отбросив идею эго освобождаются
То Я, в отношении которого у существ постоянно возникает в уме
Восприятие я, а в отношении того, что является «его»,
Возникает в уме восприятие «моего»,
Признаётся при неисследованнии, из-за невежества.
При исследовании кого-либо все иноверцы, заблуждающиеся, так как их доказательства неприемлемы, в отношении его природы, признают Я отдельным, отличным от скандх. Последователи же некоторых буддийских школ, правильно думая: «Отдельно от скандх нет Я», ошибочно принимают за Я именно скандхи. Неложно понимающие проповеданное Татхагатой, постигнув: «Я не существует», могут сто раз полностью освободиться. Следует понять, что то, в отношении чего у всех связанных с незнанием существ, пребывающих в состоянии человека, прета, животного и т. д., возникает в уме восприятие я, является Я. А в отношении того, где оно властвует, или являющегося чем-то связанным с ним, что является «опорой» его называния — глазами и другими предметами, обладающими характеристиками внутреннего и того, что является внешним, в уме возникает восприятие моего. Это Я имеет место из-за незнания, а само по себе — нет. Поскольку, хотя оно и не существует, но из-за невежества употребляют его название, постольку йоги ни под каким видом не воспринимают его. Если же его не воспринимают, то не будет возникать и его обладаемое — глаза и т. д. Аналогично йог ни у какой вещи не воспринимает сущность. Поэтому полностью освободится от перерождений в сансаре. Как сказано в «Мадхъямака-шастре» (XVIII. 4):
Если в отношении внутреннего и внешнего
Прекратились мысли: «Я» и «Моё», то
Прекратится и получаемое (скандхи).
Вследствие его прекращения прекращаются рождения.