Тема: ш. 133. Будда отрицал отдельное эго
Поскольку в другой сутре говорится, что материальное — рупа и ощущения — ведана
Не являются Я, представление — санджня тоже не является, соединители — санскары не являются,
Сознание — виджняна тоже не является, постольку
Толкование сутры: «Скандхи — Я» не принимается.
Поэтому в этой сутре, гласящей: «Думая: «Я», в действительности наблюдают именно эту пятёрку получаемых скандх», устанавливается как раз отрицание Я, отличного, отдельного от скандх. Следует понять: «Поскольку отрицается, что рупа и т. д. являются Я, постольку отрицается, что Я, признаваемое в связи со скандхами, объект «взгляда на совокупность разрушимого», обладает в качестве своей собственности скандхами, так как это относится к ситуации размышления об истинной сущности. Поскольку не видим собственника, то не существует и его собственности». Поэтому приемлемо и отсутствие желаний в отношении рупы и т. д. Поскольку так сказано в другой сутре, постольку прежнее толкование сутры: «Скандхи — Я» не принимается».