Тема: ш. 128. Эго равное скандхам прерывается
При уходе в нирвану обязательно прервётся существование Я.
В предшествующие нирване моменты Я тоже будет
Рождаться и уничтожаться. Поскольку деятеля нет, то нет и плода его деяний.
Накопленное одним будет потребляться другим.
Если Я имеет в качестве своего бытия скандхи, то, поскольку при уходе в нирвану прерывается поток бытия пятерицы скандх, прервётся и существование Я. Следовательно, раз имеем крайность прерывности, то придём к крайнему взгляду, поскольку вы из-за «взгляда на совокупность разрушимого», имеющего форму идей Я и Моего, придерживаетесь идей постоянства и прерывности в отношении того, что принимается за Я, устанавливается взгляд, содержащий крайность. Поэтому не следует принимать, что во время ухода в нирвану прерывается существование Я, так как придём к взгляду, содержащему крайность. Следовательно, Я не имеет в качестве своего бытия скандхи.
В моменты, предшествующие вхождению в нирвану, скандхи рождаются и уничтожаются каждое мгновение. Соответственно, и Я будет иметь рождение и уничтожение в каждое мгновение, так как Я имеет в качестве своего бытия скандхи. Поэтому, подобно тому как не будет приемлемым говорить; «У меня было такое-то тело», так не будут верными и эти слова Будды: «Тогда, в те времена, я был царем по имени Мандхата», поскольку тогда Я тоже уничтожается, как и тело, и поскольку принимается, что здесь рождается другой. В шастре тоже говорится (XXVII. 6):
Получаемое (скандхи) не является Я. Они возникают и уничтожаются.
Как получаемое будет являться получающим?
И, соответственно:
Если скандхи являются Я, то оно будет иметь рождение и уничтожение.
Если же имеется рождение и уничтожение, то, раз нет деятеля — Я, не будет и его плода. Если тот, кем совершается деяние, будет преходящим, непостоянным, тогда, поскольку нет деятеля, не будет и деяний, так как они существуют только в связи с деятелем, и будет отсутствовать связь деяний с плодом, так как из-за соотнесённости с деяниями нет и плодов. Если плодом деяния, совершённого в предшествующий момент, обладают в последующие моменты, тогда, поскольку плодом полного созревания деяний, накопленных одним, обладает другой, то другой и будет вкушать плоды деяний, накопленных первым. Поэтому будет пропадание деяний впустую без плода для совершившего деяние и встреча плода с несовершившим деяние. В шастре также говорится (XXV, 10-11):
Если это Я будет иным, то оно будет появляться и при отсутствии того Я. Соответственно, то Я будет пребывать и будет рождаться без умирания там. Придём к прерывности и пропаданию деяний впустую, к вкушению одним плодов деяний, совершённых другим, и так далее.
Поэтому утверждение «скандхи являются Я» неверно. Здесь говорят. Хотя предшествующий и последующий моменты и являются взаимно иными, однако, поскольку они относятся к одному — этому потоку бытия, у нас нет этой ошибки.