Тема: Введение в буддизм
Основа буддизма это ламримы – резюме публичных учений данных Буддой Шакъямуни составленные великими индийскими мастерами II–X веков, принесённые в Тибет одним из основателей тибетского буддизма Атишей Дипанкарашриджняной в XI веке. Легшие в основу заменитого «большого ламрима» написанного в 1402 году тибетским Ламой Цонкапой (ученик которого Гендун-Дуб стал I Далай Ламой Тибета). Введение в которые я получил в России по непрерывной линии передачи «из уст в ухо» от тибетского монаха, моего драгоценного, милосердного коренного учителя Геше Джампа Тинлея в 2002-2005 годах.
Не относится к разделам учений о культе Будды Шакьямуни, аскетизму, поклонению и молению о чём-то (если бы буддизм сводился только к поклонению, я бы не стал буддистом), его одинакого могут практиковать и небуддисты, поскольку оно в главном нерелигиозно. Это раздел учений о тенировке ума (!) направленной на замену наших жизненных принципов, которые нас же самих мучают. На такие принципы, благодаря которым мы сможем всё время чувствовать радость, душевный комфорт и никакого нервного напряжения. Что, благодаря появившейся адекватности (здравомыслию), в конечном итоге приведёт к действительному улучшению и материального благополучия (неадекватному человеку трудно разбогатеть), да даст возможность помогать нуждающимся. Разве это не здорово? Разве не к такому состоянию мы все стремимся изводя себя на работе до изнурения?
Суть замены этих принципов сводится к уменьшению врождённого стремления «я должен быть счастлив», лежащего в основе эгоизма. Парадоксально, но именно это устремление приводит ко всем мучениям в нашей жизни! Т.е. приводит к противоположному результату, как это часто бывает с явлениями называемыми парадоксами. Посмотрите сами, – никто из нас (благополучных жителей крупных городов) не испытывает ни малейших страданий голода или холода, нас никто не пытает и не держит в неволе. Однако мы постоянно жалуемся на мучающие нас проблемы. Какие же это у нас мучения?
Например, сексуальная неудовлетворённость. Но мучительные ощущения от недосягаемости объекта вожделений нас заставляет испытывать именно мысль «я должен быть счастлив». При этом сам по себе секс, вещь хорошая, и ничего кроме удовольствия доставлять не должен. Отбросив мешающие амбиции (мне нужен особенный партнёр, он должен быть только моим, он должен делать для меня нечто особенное) можно беззаботно предаваться любовным утехам.
Например, при стремлении заработать побольше денег, чтобы жить в царском комфорте, именно идея «я должен быть счастлив» доставляет нам множество мучений. Заставляет нас работать до изнеможения (в японском языке недавно даже появилось слово означающее смерть от переутомления на работе!), очень огорчаться неизбежным неудачам и ругаться с коллегами за «место под солнцем». При этом сам по себе комфорт вещь очень приятная, а деньги открывают многие возможности и этим надо пользоваться. Отбросив мешающие амбиции (у меня обязательно должно быть то, должно быть это) можно беззаботно тратить деньги, какие есть, в своё удовольствие.
Тоже самое касается честолюбия: очень хорошо когда окружающие люди нас превозносят. Это доставляет удовольствие и даёт возможность влиять на них чтобы улучшать общество, в котором мы живём. Но когда кто-то нас позорит, почему мы испытываем от этого мучения, ведь он же нас не бъёт? Это именно себялюбивая мысль «я должен быть счастлив» порождает нездоровые амбиции – меня должны хвалить. А когда происходит обратное мы огорчаемся и не спим ночами, вертя в голове мысль, - «Как он посмел про меня такое сказать? Как же мне ему отомстить?» Отбросив стремление к славе можно купаться в её лучах, позволяя себе «аморальные» поступки, не скрывая этого и ничуть не боясь за последствия.
Мы все хотим испытывать удовольствия, но что заставляет нас жертвовать ими ради «счастливого будущего». Мы всё, работаем, работаем, надеясь что в будущем, благодаря этому нас ждёт счастье. Но многим из нас уже по 30-40 лет, а оно всё не наступает . Кто-то нас дурит! И этот кто-то, порождённые вожделением «я должен быть счастлив», амбиции – мне нужен собственный дом, автомбиль. А лучше 2 или 3 дома, лучше в разных странах мира, 5 дорогих автомобилей, жена фотомодель, золотые унитазы ...ну и конечно яхта . Совершенно очевидно, что для этого потребуется работать как минимум всю жизнь. Или можно воровать, что даёт шанс встретить «счастливое будущее» в тюрьме . Обратите внимание, мы никогда не живём в настоящем, а всегда только в будущем, – «тогда у меня будет то, будет это». Поэтому оно никак и не наступает, оно никогда не становится настоящим, потому что мы вообще в нём не живём. Если мы попробуем отказаться от подобных амбиций. У нас это не выйдет, пока не отбросим мысль «я должен быть счастлив». Зачем же мы сами на себя взваливаем такое тяжкое бремя, такую обузу – «я должен быть счастлив»? Зачем берём на себя такое обязательство?
Телевизор, конечно, внушает обратное – показывает картинки счастливых миллионеров и говорит, что если хотите тоже стать счастливыми вы должны много работать. Вопрос, – А на кого работать? Ответ, – А, как раз на тех, кто заказывает и платит деньги, чтобы нам дуракам, показывали такие сюжеты. На самом деле среди «элиты» общества самое большое число самоубийств и пребываний в клиниках для душевнобольных, алкоголиков и наркоманов. Неужели не ясно, что нас водят за нос? Неужели не очевидно, что это спланированная пропаганда направленная на эксплуатацию человека человеком? Так было всегда. Несколько тысяч лет назад нам (простому народу) внушали что египетский фараон это бог, а мы – почти животные. И мы сотнями тысяч послушно шли строить им пирамиды. Потом мы строили мифический коммунизм. Неужели мы так ничему и не научились? В 21 веке они подсовывают нам другую утку, но смысл тот же: чтоб мы на них работали. Каким надо быть болваном, чтобы в это верить? И достаточно иметь в голове хоть одну извилину чтобы понять это. Но почему же мы тогда ведёмся на эту туфту? А потому что они эксплуатируют нашу врождённую мысль «я должен быть счастлив». Отбросив эту мысль мы сможем получать от жизни удовольствие сейчас, а не верить в их мифическое счастливое завтра. Давайте больше не будем считать телевизор своим гуру, и не будем делать всё, что он нам велит. Хватит им «строить пирамиду»! Бросьте её! Давайте жить в своё удовольствие.
Гнев, который порождает... ну конечно, опять всё тоже – «я должен быть счастлив». В результате мы лишаемся покоя, руки наши трясутся от злости, сердце сильно стучит (кстати, вредно для здоровья), в голове роится куча планов мести. Потом мы бежим ругаться (в худшем случае драться) к родственникам, соседу, сослуживцу на работе. И чего мы этим добиваемся? У них появляется такая же реакция на наши грубые слова и они тоже начинают строить свои планы мести нам. И все друг другу мстят . И кому какая от этого выгода? Все только несчастны. Мы разнервничались сами, создали проблемы им, а они нам. Кому от этого хорошо то? Всем плохо. Даже если мы действительно хотим кому-то навредить, то лучше это делать тайком и изподтешка, по-подлому. Так же эффективнее! Хотя, на мой взгляд, вообще нет необходимости кому-либо вредить. Но вступать в открытый конфликт никогда невыгодно. А для этого надо научиться не испытывать гнева, а действовать холодно, по расчёту (И спортсменов боевых видов спорта учат самоконтролю, посмотрите как спокойны боксёры. Вы можете себе представить чтобы один боксёр ругался и кричал на другого, сверкая глазами?). Сколько раз мы в своей жизни попадали в плохие ситуации из-за своего гнева?! Очевидно, гнев, праведен он или нет, непродуктивен. Что же заставляет нас снова и снова «наступать на эти грабли»? Порождённая идеей «я должен быть счастлив» нетерпимость к людям, которые препятствуют нашему счастью. Причём, в подавляющем большинстве случаев, их устранить всё равно не удаётся. Отбросив мысль «я должен быть счастлив» терпимость к людям, лишающим нас счастья, появится сама собой. Наше душевное равновесие никогда больше не пошатнётся, и люди к нам будут хорошо относиться. Вместо ругани мы будем слышать в свой адрес, в основном, приятные слова.
С завистью ещё проще. Тут даже комментировать не буду, писать лень. И так понятно что, мешающая нам жить, мысль «почему у него это есть, а у меня нету?» производная от мысли «я должен быть счастлив». Продолжать не буду...
Но чтобы отбросить навязчивую идею «я должен быть счастлив» одного желания недостаточно. Даже если прочитав сейчас, как себялюбие нам вредит, мы и разочаруемся в нём и отвернёмся от него. Нас хватить лишь максимум на пару дней (у кого сильная воля – на пару недель). Потом оно обязательно вернётся. Чтобы побороть себялюбие надо: во-первых просто знать как это правильно делается, а во-вторых понадобится много лет упорного, тяжёлого труда над самим собой. Но, в отличие от планов себялюбия, этот труд, хоть и будет очень тяжёлым, будет приность результат сразу, многовенно, сегодня! Как только нам удастся уменьшить чересчур трогательную заботу о себе хоть на немного, наше счастье сразу, одновременно, значительно выростет. Да и, всё равно, это единственный путь к счастью .