Тема: ш. 23. Определение двух истин
Говорю. Кто не понимает неложно содержание шастры, у кого в процессе не имеющих начала перерождений в санcape установилась и полностью созрела привычка к реализму, кто, не вынося слушания тех людей, которые являются противниками идеи признания реальности, опирается на ложный метод опровержения на основании признаваемости миром, этот человек не может отвергнуть ложную идею опровержения на основании признаваемости миром без очень многочисленных и пространных объяснений способа возникновения мира. Поэтому, чтобы указать на специфические черты объекта, опровергаемого миром, автор, приступая к анализу двух истин, говорит:
Видящие все вещи истинно или ложно
Будут воспринимать две сущности обнаруживаемого сущего.
Тот объект, который видят истинно, — истинная суть абсолютная истина.
А видимое ложно называется относительной истиной.
Так, Будды Бхагаваны, неложно знающие собственную сущность двух истин, указывали два вида собственной сущности соединителей — санскар, ростков и всех других внутренних и внешних предметов, а именно: относительную и абсолютную. Абсолютная здесь такова: собственную сущность как специфический объект мудрости видящих истинно — обнаруживают, а существование благодаря собственной сущности — нет. Это одна сущность. Другая такова: из-за силы ложного видения обычных существ, у которых глаза ума полностью закрыты бельмом неведения, наличие сущности — обнаруживают, а существование благодаря собственной сущности как такого бытия, каковым является бытиё объекта, видимого простаками, — нет. Следовательно, воспринимают два этих вида бытия всех вещей. То бытиё из этих двух, которое является объектом истинного видения, — истинная суть. Она называется абсолютной истиной. Таков смысл. Её собственная сущность и должна объясняться. То, что является объектом ложного видения, — относительная истина.