Тема: ш. 104. Все варианты рождения опровергнуты
Здесь говорят. Если вещи не рождаются из себя, из другого, из обоих и беспричинно, то как же тогда рождаются?
Говорю. Если у вещей имеется некое бытиё, то, поскольку невозможна другая идея рождения, они, несомненно, будут рождаться из себя, из другого, из обоих и беспричинно или же будут восприниматься так. Если же согласно тем, кто привержен идее рождения вещей из Ишвары и т. д., то, поскольку тот Ишвара и т. д. будет по отношению к ним одно и то же или другое, или оба, признающие причиной Ищвару, не избегают уже указанных ошибок. Поэтому нет другой, пятой, идеи о причине рождения. Следовательно, поскольку нет другой идеи рождения и поскольку рождение в соответствии с четырьмя указанными идеями опровергнуто, то рождения бытия вещей нет. Чтобы указать это, говорится:
Поскольку рождение из себя, из другого, из обоих и
Безотносительно к причине не существует, то вещи лишены бытия.
Здесь говорят. Если нет рождения бытия вещей, тогда как же воспринимается бытиё неродившегося синего и т. д.? Говорю. Поскольку бытиё синего и т. д. никак не является тем, что будет объектом чьего-либо восприятия, то бытиё синего и т. д. не воспринимается.
Если говорят: «Если так, тогда скажите, чем же будет то, что мы видим снова и снова являющимся перед нами в качестве предмета, обладающего характеристиками объекта восприятия?», то говорю: оно, в силу ложности, не является бытиём, так как воспринимается в качестве того предмета только обладателями неведения и так как не воспринимается лишёнными неведения. Чтобы указать это, говорится:
Поскольку у мира имеется плотное невежество, подобное массе облаков,
Постольку объекты будут являться как ложные.
«Масса облаков» — скопление туч. Поскольку «плотное неведение», подобное массе облаков, пребывает, закрыв видение истинного бытия синего и т. д., постольку у простаков нет видения истинного бытия синего и т. д. Эта собственная сущность, являющаяся ложно признаваемым объектом, существует для простаков, признающих её истинной.