Тема: ш. 89. Будда о главенстве сознания
Далее. Хотя это называние сущего сознанием и имеет место для того, чтобы указать на главенство именно сознания, но это наставление никоим образом не указывает на отсутствие рупы. Чтобы указать главенство сознания, говорится:
Сознание творит весьма разнообразные
Миры живых существ и миры сосуды.
Сказано, что всё сущее рождается благодаря деянию — карме.
Отвергнув сознание, не имеем и деяния — кармы.
Здесь мир живых существ — это живые существа, обретающие своё существование из-за своих деяний и клеш. Мир сосуд — это порождённое именно их общей кармой — мандала воздуха и т. д. вплоть до дворца Акаништхи. При этом те глазки на перьях и т. д., которые имеются у павлина и т. д., порождаются индивидуальной кармой только павлина и т. д. Всевозможные лотосы и т. д. порождаются общей кармой всех существ. Аналогично следует понимать и другое. Как сказано:
Из-за деяний — кармы живых существ
В соответствующее время родились Чёрные Горы;
Оружие в адах живых существ и драгоценные деревья
В мире небесном — аналогично.
Поскольку, если так, всё сущее рождается благодаря карме — деянию, а деяние опирается на сознание, постольку карму накапливает именно обладатель сознания, и постольку, если нет сознания, то нет и деяния. Следовательно, именно сознание является главным для вхождения в существование, а другое — нет.