Тема: ш. 35. Не нужно исследовать мирское
Здесь говорят. Поскольку в абсолютном (высшем) смысле рождения нет, то хотя и опираются на отрицание рождения из себя и другого, но у того материального (рупы), ощущений (веданы) и т. д., существование которых воспринимается непосредственно и признаётся посредством умозаключения, бытиё, несомненно, будет рождаться из другого. Если это не признают, то хотя и говорят: «две истины», но истина будет только одна. Поэтому рождение из другого существует.
На это следует сказать. Хотя это и верно, но если взять в абсолютном (высшем) смысле, то двух истин нет, поскольку имеются слова Будды:
«Монахи, эта высшая истина — одна, а именно: нирвана, обладающая свойством не обманывать. Все санскары обладают свойством лжеца, обманщика».
Поэтому то, что является относительной истиной, есть средство проникновения в истину абсолютную. А рождение из себя и другого принимается мирской системой без анализа.
Соответственно:
Поскольку, если исследуем эти вещи, то
Кроме вещей, обладающих характеристиками истинной сути,
Не обнаруживаем здесь наличия чего-то ещё, постольку
Не нужно исследовать мирскую истину наименований.
Итак, когда исследуем такое: рождается ли это: материальное (рупа), ощущения (ведана) и т. д. из себя или рождается из другого, то в абсолютном (высшем) смысле кроме обладающего характеристиками нерождаемости и непрекращаемости не обнаруживаем здесь наличия иного вещей как обладающих рождением. Поэтому, покончив с исследованием типа: «из себя и другого», следует, введя зависимостью от другого, принять именно это, видимое и мирскими существами: «Если имеется это, то возникает то».
Как говорит в «Четырёхсотенной» Аръядэва:
Подобно тому, как речь дикарей не может быть воспринята другими, так и
Мир не может быть воспринят никем, кроме мирского существа.
В «Мадхъямака-шастре» (XIV. 10) тоже сказано:
Не опираясь на наименования, не постигнешь абсолютное.
Не постигнув абсолютное, не обретёшь нирвану.
Если исследование проведено, то истина мирских наименований теряет силу. Как пространно говорится в сутре в «Лалитавистаре»:
Например, если собрались три: опираются на дерево и струну, и проявили мастерство — умение рук, то производится звук. Посредством вины, флейты и т. д. Тоже будет появляться звук, родившийся от тех трёх. Далее, если некоторые ученые изучают: «Откуда он пришёл, куда ушёл?», исследуют во всех сторонах и направлениях, то не обнаруживают прихода или ухода звука. Так из-за причин и условий возникают все санскары. Видящий истинно йог видит, что санскары пусты, недвижимы. Скандхи, аятана и дхату: и внутреннее — пусто, и внешнее — пусто. Живое существо пусто — лишено Я и не пребывает. Признаки дхарм такие же, как характеристики пространства.