Тема: Как медитировать
В контексте буддизма медитация это свыкание ума с позитивным образом мышления. Это не очень сложно. Встаём утром на полчаса пораньше. Одеваемся и ложимся поудобнее, укутавшись в тёплый плед. Берём Бодхичарьяаватару (Шантидэвы) или другую сутру. Есть специально составленные для медитации конспекты, оформленные в стихотворной форме, называемые садханами. Саму садхану и комментарий на неё вам должен дать ваш духовный наставник (санскр. гуру). Но это совершенно не обязательно. Очень многие признанные мастера медировали на общедоступные сутры (коренные тексты слова Будды), многие из которых превосходят большинство специальных садхан! Я тоже стараюсь каждый день медитировать, в основном, на Ламрим ченмо (Цонкапы), иногда на Бодхичарьяаватару или Письмо к другу (Нагарджуны). Мой учитель Геше Тинлей тоже говорит, что часто медитирует на Ламрим Ченмо и Песни Миларепы.
Итак, открываем Бодхичарьяаватару на том месте, где описываются установки которые мы хотим в себе развить. И начинаем очень медленно читать (в уме или шёпотом) подолгу вдумываясь в каждое слово. Когда у нас начнут появляться свои соображения, может быть сомнения, по этой теме, мы ненадолго прерываем чтение и погружаемся в размышления. Чтобы мысли появились надо читать открыв своё сердце навстречу этому учению. Оно должно трогать сердце, доставать до него. Это не должно быть сухое интеллектуальное повторение слов. Некоторые буддийские учителя плачут, когда читают подобные тексты!
Такая склонность к размышленям на медитируемую тему будет появляться лишь через некоторое время. Может минут через 10-20. Но не надо себя насиловать, усилием воли принуждая думать на эту тему. Это должно произойти само. Важно чтобы медитация проходила в расслабленном состоянии и доставляла удовольствие. Если у некоторых склонность к размышлениям вовсе не возниктет – ничего страшного, отложите до следущего раза. И вот что здесь главное – мы не должны в этот момент думать о посторонних вещах, например о задачах на работе. Это достигается непрерывным созерцанием темы, мы не должны позволять уму самому бегать где ему захочется. Внимание должно быть непрерывным, но без напряжения! А этого можно добиться только с годами тренировки.
Когда собственные размышления начнут иссякать мы опять возвращаемся к чтению, повторяя наиболее трогающие нас фразы по много раз. У меня иногда уходит до 1 часа на такое чтение всего нескольких строк. Со временем побуждения к размышлению начнут появляться всё чаще. И наконец, нам вообще не понадобится читать, и мы погрузимся в непрерывное размышление. Если заметим, что наши концепции стали угасать, опять можно прочитать пару фраз из коренного текста или садханы, обычно этого достаточно чтобы анализ вспыхнул с новой силой.
Это похоже на разжигание костра. Если дрова сырые, приходится их очень много раз поджигать. Если ум чёрствый к добродетелям, придётся много раз перечитывать. Потом наконец появляется маленький огонёк, который, правда, через некоторое время гаснет. Так же и с размышлениями о добродетелях – сначала появляются ненадолго, и ум возвращается в обыденное чёрствое состояние. Но надо поджигать снова и снова, и рано или поздно огонёк сможет сам гореть. Размышления о добродетелях, которые мы хотим взрастить, начнут течь сами собой. Но надо не забывать подбрасывать и ворошить дровишки, иначе огонёк потухнет. Периодически перечитывая наставления. Вскоре костёр разгорится так сильно, что больше не будет необходимости помогать ему, на некоторое время. Это и есть погружение в непрерывное размышление. Теперь книгу можно отложить.
Спустя 5-10 минут непрерывного размышления оно начнёт не угасать, а иссякать. Внуренний диалог подойдёт к концу, в следствии того, что появится сильная убеждённость в тех положениях, на которые мы медитируем. И обдумывать станет нечего. Тогда мы просто остаёмся однонаправленно пребывать на этом возникшем чувстве так долго, как сможем. Это означает, что наш костёр прогорел и стались пышущие жаром угли, на которых мы и будем готовить шашлык или картошку. Это и есть кульминация медитации! Всё, что мы делали до этого служило достижению такого состояния. Как костёр для шашлыков, который разжигают только для того чтобы он прогорел и остались жаркие угли, на которых и готовят шашлык. Именно в это время с нашим умом происходят изменения.
Так мы очень спокойно, однонаправленно и без усилий пребываем на породившемся добродетельном чувстве. Ни о чём вообще не думая, оставшись один на один с простой ясностью ума. На этом этапе мысли уже не наш друг, а наш враг. Главная наша цель стремиться как можно дольше остаться в состоянии немышления. Очень важно, не прогонять мысли силой, потому что это невозможно. А просто не следовать за ними, вместо этого, непрерывно созерцая умом породившееся чувство. Как только прервёмся хоть на секунду, ум сразу убежит к повседневным проблемам. На всю сессию медитации может уйти от 5 минут до 4 часов. Единственным критерием продолжительности занятий служит индивидуальная способность однонаправленно сосредотачиваться без усилий. Способность долго расслабленно концентрироваться приходит только через многие годы регулярных упражнений. Новички не могут нормально медитировать больше 5-15 минут. Но, и известный мастер Линг Ринпоче говорил, что пока садится в седло на коня успевает выполнить медитацию на весь Ламрим Ченмо! Поэтому короткая медитация абсолютно не значит, что слабая. Мы не должны стремиться долго медитировать. Надо стремиться развивать сильное, глубокое чувство, сосредоточение и изменять свой ум.
У многих людей не получается так медитировать и они просто читают сутру или садхану как молитву, наизусть или по бумажке. Отсюда в буддийских монастырях взялась традиция чтения выбранной сутры в отведённое время дня. Большинство европейских и американских последователей буддизма тоже делает так. Редко кому удаётся по-настоящему медитировать. Поэтому кто не может медитировать, просто отведите себе определённое время (10 минут) и каждый день читайте отрывки из Бодхичарьяаватары, какую-нибудь сутру или садхану, если есть. И страрайтесь понимать смысл их слов.
Эти советы я составил по мотивам наставлений, которые получил по непрерывной линии передачи «из уст в ухо» от своего драгоценного духовного наставника, будды в человеческом теле, Геше Джампа Тинлея в 2002-2005 годах. Оно не претендует на полноту освещения этого вопроса и является недостаточным для полноценного следования по пути к Просветлению. Для этого необходим живой духовный наставник (санкр. гуру, тиб. лама). Но для начала, чтобы обрести некоторый уровень добродетели, наличие учителя не является обязательным условием. Мы это вполне можем сделать самостоятельно при помощи такой медитации. Чего я вам и желаю.