Тема: ш. 181, 182 а. Шунъята внутреннего
Итак, приступая к шунъяте внутреннего, автор говорит:
Поскольку это является природой глаза, то
Он пуст — отсутствует как глаз.
Аналогичное следует сказать и об ухе,
Носе, языке, теле и уме.
Поскольку они не являются пребывающими постоянно
И не являются уничтоженными, то
У шести — глаз и т. д.
Нет собственного бытия. То, что является таким,
Считается шунъятой внутреннего.
Как разъясняется в сутре: «Что же здесь будет шунъятой внутреннего? Какие дхармы являются внутренними? Глаза, уши, нос, язык, тело и ум называются внутренними дхармами. При этом, поскольку не является пребывающим постоянно и не является уничтоженным, то глаз пуст — отсутствует как глаз. Почему же? Потому что это является его природой».
Здесь слова «не является пребывающим постоянно» следует отнести к неоставлению бытия. А также, поскольку, побыв некоторое время, снова уйдёт, то говорится: «не является уничтоженным». Объясним сказанное: та вещь, которая наделена собственным бытиём, обязательно должна не являться постоянной и быть неуходящей. Как сказано в «Мадхъямака-шастре» (XII 1, 2):
Неверно, что бытиё возникает от причин и условий.
Возникшее от причин и условий бытиё будет сотворённым.
«Сотворённое бытиё» — как такое будет возможным!
Бытиё — несотворённое и не зависит от другого.
А также, если некто говорит так: «Выделяется ли Нагарджуной в шастре, признается ли лично Нагарджуной бытиё подобного рода?», то следует сказать: о чём же говорит Бхагаван здесь: «Появились Татхагаты или же не появились, эта дхармата дхарм пребывает»? Дхармата существует. Что же это, именуемое дхарматой? Это — истинное бытиё этих глаз и т. д. Каково же их бытиё? Их бытиём является то, которое не создаётся и не зависит от другого. Это собственная сущность познаваемого разумом, лишённым бельма неведения.