Тема: ш. 168. Не причина, если ещё нет плода
Взаимозависимо существуют не только части и т. д., но и два — причина и плод. Почему?
Если причина порождает порождаемое, то, если рассмотреть это, она является причиной.
Если не порождает плода, то её нет, будет непричиной.
Если бы имелась причина, то рождался бы и плод.
Поэтому...
Следует признать, что эти два — причина и плод тоже: «Если благодаря одному имеется другое, то существует и первое, и второе», сами по себе причина и плод не существуют. Если вы думаете, что те два существуют сами по себе, то увы!
Скажите: «Что будет после чего? Что будет прежде чего?»
Что имеет место раньше — причина или плод? После чего будет причина или плод? Причина или же плод будет первым из этих двух? Поэтому следует понять, что причина и плод, как и в случае с колесницей, имеют место обусловленно, а не благодаря собственному независимому бытию.