Re: Терпение, или что такое настоящая духовная практика?
Уже месяц в который раз пересматриваю видео 10-летней давности комментариев Геше Тинлея (мой первый Учитель) на 5 главу «Бдительность» эпического текста Бодхичарьяаватара (авт. индийский махасиддха Шантидэва, 8 век). И пока конспектировал до меня наконец-то дошло в чём суть практики Дхармы: резюмируя, получилась типа пошаговая инструкция. )
Шаг 1. Тщательно взвесить все «за» и «против» и выбрать какую-нибудь одну позитивную установку ума. Это может быть установка, например, на преобразование неблагоприятных обстоятельств в практику терпения: когда сталкиваешься с проблемами или агрессивным или алчным человеком думать, что он служит причиной тренировки силы ума (удерживая ум от гнева развивается сила воли), а ум подвержен беспокоящим эмоциям, делающими несчастным, именно из-за слабости и расхлябанности; что он служит условием практики терпения (если бы все были с нами дружелюбны, как бы мы практиковали терпение??), а это создаёт позитивную карму; он, портя репутацию или лишая возможности заработать денег, обрубает путы сансары и т. д. Или любая другая позитивная установка. Но надо обдумать всё очень тщательно — действительно ли это мне надо? справлюсь ли? — т. к. именно плохо продуманные решения ведут к утрате твёрдости в следовании.
Шаг 2. Утром развить сильную решимость: «Сегодня я буду следить за умом и не позволю ему отклониться от намеченной установки что бы ни случилось!» Здесь единственно, чем сильнее решимость, тем больше шансов продержаться весь день.
Шаг 3. Весь день памятовать об этой установке, привязав ум к столбу позитивного настроя. Это внимательность.
Шаг 4. Постоянно себя спрашивать: не вырвался ли на свободу мой ум, привязан ли он к столбу намеченной установки, чем он занят? Та самая бдительность.
Шаг 5. Если ум вырвался, усилием воли сразу вернуть на место. Первое время для этого потребуются чрезвычайные усилия! Но именно в этот момент и происходит настоящее укрощение ума, это суть практики Дхармы.
Шаг 6. Если не вырвался, продолжать наблюдение за ним: какая мысль возникает — позитивная, негативная или нейтральная?
Шаг 7. Чтобы не утратить бдительность, не допускать лишней активности органов чувств и тела: не размахивать руками и не бегать туда сюда (двигаться потихоньку), не следить за другими и не глазеть по сторонам (почаще смотреть под ноги), не смотреть без толку интернет и телевизор (смотреть только по делу), не слушать сплетни и самому не болтать (прежде чем что-то сказать, подумать, действительно ли надо это говорить?), не браться ни за какие дела на эмоциях (лучше отложить, утро вечера мудренее). И не пережёвывать в уме снова и снова замеченные недостатки других.
Только такая тренировка ума настоящая практика Дхармы. А всё остальное — мантры, садханы, ритуалы, тантрические посвящения и места силы — бутафория. Всё это действительно несёт в себе благословение божеств и Учителей линии передачи, но это носит вспомогательный характер, это вторично. От этого ум по-настоящему не меняется; если бы менялся, живущие в 24 местах силы люди все бы были Просветлёнными. А без настоящей тренировки ума всё это и вовсе бесполезно (а то и вредно, если раздувает эго). Один день тренировки ума значимее, чем посещение всех мест силы на Земле или начитывание 1 млн мантр.
Распечатаю на бумажке и буду всюду с собой носить. )