Тема: Реинкарнация, или жизнь после смерти
Все когда-то слышали об открытом Эйнштейном законе о «сохранении массы и энергии». Который вкратце сводится к тому, что все явления возникают не из ничего, а из предшествующих им других явлений (причин). И потом и не исчезают бесследно, а видоизменяются в другие явления (последствия). На этом законе построена вся современная наука. Буддизм также построен на этом законе, который впервые был открыт конечно не Эйнштейном, а Буддой. Альберт Эйнштейн был знаком с буддизмом (и называл его «религией будущего» согласующейся с наукой) и просто доказал этот закон путём лабораторных опытов. Поэтому, с точки зрения этого закона, физиками и описываются далеко не все явления, а только те, которые можно измерить приборами. Буддизм же использует в качестве инструмента логический анализ (диалектику), поэтому и разновидность явлений рассмартиваемых с позиции этого закона намного больше и действительно охватывает все проявления бытия. Таким образом буддизм не только не противоречит современной науке, а наоборот дополняет её (современная наука, кстати, принципиально не отрицает существование кармы; просто, поскольку пока нету приборов способных её измерить, традиционная наука не рассматривает карму, как объект исследований).
Вы никогда не задумывались почему в одних и тех же обстоятельствах один человек счастлив, а другой несчастен? Почему один человек берётся за дело и добивается успеха, а другой делает всё то же самое и его постигает неудача? Потом они берутся за новое дело и первый человек снова добиватся успеха, а второго опять постигает неудача? Почему если 2 человека с одинаковым образованием, складом ума и начальным капиталом открывают каждый свой бизнес, один становится богатым, а другой разоряется? Почему одному человеку миллион долларов приносит счастье, а другому страдания (убить могут)? Что является причиной счастья?
Утверждать, что это происходит случайно, т. е. беспричинно, нелогично. Потому что если бы счастье существовало без причин, человек всегда бы его испытывал. Как например, если бы свет электрической лампочки существовал бы беспричинно, сам по себе (т. е. ему не нужны электричество, нить накаливания, стеклянная колба и т.д.), то он был бы вечным и неизменным. И ничто его не смогло бы погасить . Если бы для появления цветов тюльпана не нужно было бы особое стечение обстоятельств – семечко, земля, вода и т.д., то тюльпаны бы появлялись бесконечно повсюду, зависая в воздухе , и заполнили бы собой всё пространство . Однако мы этого, как и непрерывного счастья, не наблюдаем. Вывод один – должна быть временная причина, порождающая счастье. Точно так же, как и каждое действие (когда вы причиняете кому-то другому счастье или страдание) не может исчезнуть без последствий.
Теперь возникает вопрос. А что же может являться причиной счастья или страдания? Подобное же деяние. Т.е. когда вы причиняете кому-то страдание это становится причиной ваших собственных страданий в будущем; и наоборот. Ведь если бы причина и последствие (результат) были бы не подобными друг другу, то чем причина отличалась бы от непричины (от других явлений, не связанных с этим результатом)? И мы видим, что например, поскольку глина одна из причин фарфоровой чашки, то в самой чашке она обязательно присутствует (другими причинами были – гончарный станок, печь для обжига и т.д.). Мало того, чашка это и есть кусок глины . А вы можете указать хоть одно явление не подобное своей причине?
А где же в человеке хранится информация об этих причинах? В сознании. Но не рассудочном уме, а в его ясной и познающей природе; потому что рассудочные мысли непостоянны – вчера у вас была какая-то мысль, а сегодня её уже нет. А сознание присутствует у нас от рождения (точнее от зачатия).
Возникает самый главный вопрос. А откуда же оно возникает у ребёнка? Мясо и кости не могут быть причиной такого ясного и познающего объекта. Потому что они не имеют с ним ничего общего. Сознание не содержит в себе ни мяса ни костей. Вы можете указать хоть одно явление, которое не содержит в себе породившую его причину? Чашка содержит глину из которой она сделана. Чай – заварку и воду. Цветок тюльпана – воду и минеральные вещества, которыми он питался. Даже можно сказать, что результат это просто видоизменившаяся причина. А что мы называем сознанием? Нечто не обладающее ни формой, ни цветом, ни веществом, и обладающее ясностью и способностью познавать. Ни одним из этих качеств не обладают ни мясо, ни кости . С другой стороны сознание не содержит в себе ни мяса, ни костей, и не обладает никакими их свойствами.
Бог или мать тоже не могут быть причинами сознания, постольку как мы видим результат уничтожает породившую его причину. Так появление чашки означает прекращение существования первоначального куска глины. Появление ростка тюльпана, означает прекращение существования его семечка. И не только наблюдения за законами природы, но и логика это доказывает – если бы причина существовала одновременно с результатом, то она бы не была его причиной. Поскольку если результат уже существует, то он больше не нуждается в причинах для его появления, следовательно они не его причины. Т. е. если бы мать или Бог породили сознание ребёнка, они лишились бы своего сознания. Посадить сознание ребёнка подобно саженцу отрезанному от дерева («отпочковать» ) они тоже не могли, потому что у сознания совершенно нету периода роста (или развития). Ребёнок изначально обладает развитым сознанием, и в течении жизни оно не изменяется, а лишь накапливается информация и совершенствуются методы рассудочного анализа. А у вас бывает количественно больше или меньше сознания? Или бывает 2 штуки (или больше) сознания? Значит сознание не способно размножаться «почкованием».
Тогда что же может быть причиной первого момента сознания? Предыдущий момент этого сознания. Да и на протяжении жизни мы видим, что каждый предыдущий момент сознания порождает последующий. Подобно огню, каждое мгновение которого поддерживает его и порождает следущее. При этом огонь постоянно меняется, и через мгновение это, строго говоря, уже другой огонь (старые пары сгорели и теперь горят новые). Но нельзя сказать, что каждое мгновение появляется совсем новый огонь. А правильно сказать, что это один поток бытия данного огня, где каждое мгновение предыдущий момент огня порождает его последующий. А раз первый момент сознания ребёнка был порождён предыдущим моментом сознания, значит оно существовало ещё до рождения ребёнка!
С другой стороны, когда человек умирает его тело разлагается, потому что истощаются причины его поддерживающие – кровообращение, обмен веществ и т. д. Но ведь, как мы выше выяснили: единственой причиной сознания является его же предыдущий момент. Поэтому прекращение существования тела – не причина для прекращения сознания. Поскольку нету причин для прекращения сознания, то оно продолжит своё существоание и после смерти тела. Если дыхание, сердцебиение, да и само тело не являются причиной сознания (как мы уже выше установили), то как смерть физического тела может послужить причиной прекращения сознания? И если для существования, сознанию нужно только оно же само, то что вообще его может уничтожить? Поскольку нет причин для уничтожения сознания, то оно будет существовать бесконечно (потому что оно ни от чего не зависит, кроме своего же предшествующего момента). Поскольку ничто кроме его самого не могло его породить, то оно существует безначально. Сознание всегда существовало, и всегда будет сущестовать. Ни Бог, ни тело его не создали (и не могли в принципе, как мы выше выяснили, создать). Оно всегда было, есть и будет. И ничего необычного в этом нету. Ясность и познавательная способность существует естественным образом подобно времени или пространству. Время и пространство тоже никем не были созданы, тоже не зависят от временных причин, и тоже существовали и будут существовать вечно.
А если сознание не умирает и не рождается вместе с телом, но присутствует в теле при его жизни. Значит оно меняет тела, как путешественник меняющий дома временного пристанища. И прожив жизнь в одном теле, потом рождается в другом – живёт ещё одну жизнь, потом опять перерождается и т. д.. Именно оно и есть хранилище всей информации о совершённых в прошлом поступках, поскольку оно – единственное, что сопровождает нас с безначальных времён. Т. е. если бы физическое тело было хранилищем этой информации, то она бы исчезла со смертью физического тела. И тогда счастье и страдание не смогли бы возникнуть, потому что не было бы причин для их возникновения (к выводу о невозможности возникновения без причин мы уже пришли выше). Но поскольку, видим, счастье и страдание всё же возникают, значит есть место – хранилище отпечатков причин. А поскольку единственное, что продолжает существование всё время это сознание, значит это оно и есть. Эти отпечатки совершённых действий, хранящиеся в сознании и служащие причинами для последующих переживаний счастья и страдания, в буддизме называются – карма. Дословно переводится с языка санскит (родной язык Будды) – действие, т. е. к карме относится и само совершаемое действие и оставляемый им в сознании отпечаток и вызываемые им последствия, которые также справедливо считаются частью действия; и потом побуждают опять же к новым действиям.
Отсюда вопрос. А как долго могут храниться кармические отпечатки в сознании? Сколько угодно! Как выяснили выше, причину уничтожает порождаемый ей результат (семечко исчезает с появлением ростка и т. д.). Т. е. когда мы совершаем какой-либо поступок он оставляет кармический отпечаток в сознании, который будет хратиться в нём пока не принесёт своих плодов. Некоторые отпечатки хранятся миллиарды жизней! Каждый из нас несёт в себе огромный груз кармы за миллиарды и миллиарды (!) прошлых жизней, который и определяет наше настоящее. Любое даже самое малейшее удовольствие (например, похвала) – следствие, что мы в прошлом доставляли похожее удовольствие другим существам. Любое ничтожное страдание (например, грубые слова) – результат, что мы в прошлом причиняли подобное страдание другим.
Возникает следующий вопрос. А всегда ли мы будем рождаться людьми? Нет. Вселенная бесконечна, и разновидности форм жизни бесчисленны. Кстати, традиционные учёные признают существование других форм жизни в далёком космосе, но поскольку их нельзя измерить приборами не занимаются их изучением (т. е. позиция современной науки – жизнь в космосе должна быть, но это не объект научных исследований). Поскольку вместе с нирваной приходит всеведение (всезнание, это отдельная большая тема, см. раздел Иллюзорность мира), то Будда поведал об этих формах жизни, для краткости объединив их в 6 классов живых существ:
1) Божества
2) Полубоги
3) Люди
4) Животные
5) Духи
6) Обитатели ада
Соотвественно комфортные условия жизни убывают от божеств к обитателям ада, а страдания возрастают. Так, высший класс – божества вообще не испытывают никаких явных страданий, живут в небесных дворцах многие миллионы лет, которые проводят в праздности, играх и развлечениях, тело их не может болеть, величественно и красиво на протяжении всей жизни; они всё время испытывают чувство радости и удовлетворённости. И наоборот, обиталели ада постоянно подвергаются изощрённейшим пыткам, живут в темноте и т. д.. Место следующего рождения так же, как и всё, определятся накопленной кармой.
Последний вопрос, который возникает. А что надо делать, чтобы родиться божеством в раю, ну или на худой конец снова человеком (желательно в странах Евросоюза )? Нужно целенаправленно не причинять вред живым существам; и наоборот, если часто вредить – хорошая причина для перерождения в аду. Для удобства Будда объединил поступки наносящие вред (как прямой, так и косвенный) в «10 неблагих деяний», которых нужно намеренно избегать:
1) Убийство (в т. ч. животных, самого себя)
2) Воровство
3) Сексуальные извращения и распущенность
4) Ложь
5) Говорить о человеке плохое
6) Хамство
7) Пустая болтовня
8) Желать другим зла
9) Алчность
10) Думать что нет кармы, перерождения и т. п.
P. S. И помните – вы уже встречались с каждым живым существом во множестве своих прошлых жизней. И когда-то все существа были вашими мамой или папой!
P. P. S. Если хотите удачно родиться в какой-то конкретной стране (неудачно это ивалидом ), лучший способ – оказать ей какую-нибудь помощь (даже символическую). Будете во Франции, увидите валяющиеся на улице бумажки, уберите их; или сдайте 1 EUR на национальный благотворительный проект (например, ремонт какого-нибудь Лувра ). Это называется создать кармическую связь.
Если хотите родиться в конкретном раю, поставьте дома на полку изображение какого-нибудь божества, обитающего там, и положите перед ним немного конфет или печенья, думая, что дарите это божеству. Читайте мантру этого божества (например, мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, это мантра божества любви и сострадания – Авалокитешвара, обитающего в Чистой земле Будды Амитабхи – Сукхавати) и просите его помочь вам переродиться там. Кстати, в буддизме существует специальная садхана (типа молитвы с визуализациями) чтобы родиться в Сукхавати. Или, если вам посчастливится получить посвящение в тантру Калачакры (особенно от Далай Ламы), и вы будете выполнять данные на посвящении несложные обязательства (наверно для этого достаточно будет тратить 15 мин. ежедневно; точно не знаю, у меня нет этого посвящения). То ваши шансы родиться в Чистой земле Шамбала будут 80%! Обычно такое посвящение Его Святейшество даёт ежегодно в Индии, Монголии, Японии, Евросоюзе или США. Найдите в интернете информацию о ближайшем посвящении и езжайте. Есть ещё садхана «100 богов Тушиты» способствующая перерождению в Чистой земле Тушита (Сад радости); найдите её текст и постарайтесь получить устные наставления по визуализациям от кого-нибудь тибетского ламы – посланца Далай Ламы или Гъялва Кармапы (2 главных буддийских патриарха, возглавляющие соответственно школы Гелуг и Кагью). Можно найти лам самостоятельно приехавших в нашу страну, но здесь надо быть осторожнее, среди них могут быть шарлатаны, но много и подлинных учителей. В Далай Ламе и Кармапе можно не сомневаться .
P. P. P. S. Все ли убийцы обязательно попадут в ад? Нет, не обязательно. Во-первых, совершившие 1-2 убийства при смягчающих обстоятельствах (неумышленно, принудительная отправка на войну и т. п.) возможно попадут не в ад, а в другие чуть-чуть менее мучительные места. Во-вторых, в менее мучительные места, чем ад, попадут раскаевшиеся. Наверняка попадают в ад только совершившие одно из «5 тягчайших злодеяний» – убийство отца, матери или святого, ранение будды, внесение раскола в монашескую общину.
Может ли злодей попасть в рай? Да, может (кроме «5 тягчайших»). Если хорошенько раскается, добросовестно выпонит практику очищения негативной кармы (например, Ваджрасаттву; наставления о ней тоже можно получить устно от какого-нибудь тибетского ламы) и совершит добрые дела.
Что надо сделать, чтобы было много денег? Помогать деньгами другим.
Что сделать, чтобы быть здоровым? Дарить другим лекарства, заботиться об их здоровье.
Что сделать, чтобы уважали? Уважать других.
Что сделать, чтобы быть красивым? Дарить другим красивую одежду, поставить светильник перед изображением Будды.
Что сделать, чтобы слышать в свой адрес похвалу? Хвалить других.
Что сделать, чтобы была красивая жена (муж)? Избегать сексуальных извращений и распущенности.
Что сделать, чтобы была верная жена (муж)? Не изменять своим женам (мужъям).
Что сделать, чтобы долго жить? Желать долгой жизни другим (особенно святым, например, Далай Ламе или Богдо Гегену), дарить лекарства.
А потраченные на помощь другим деньги вернутся в таком же количестве? Нет, примерно в 500 раз больше (подобно тому, как маленькое семечко даёт большой урожай плодов). С другой стороны если вы скажете другому «дурак», то в свой адрес вы 500 раз услышите «дурак» . Оно к вам будет возвращаться как нескончаемое эхо «дурак, дурак, дурак...» . Будьте осторожны!
Более подробно об этих закономерностях читайте в Ламрим Чемно (резюме всех сутр Будды составленное в 14 веке Ламой Цонкапой, легендарным основателем тибетской школы Гелуг, его ученик стал 1-ым Далай Ламой Тибета; сейчас школу возглавляет Далай Лама 14-й Тензин Гьяцо), на русском языке публикуется в 2 томах издательством Нартанг, Санкт-Питербург. Вообще это настольная книга буддиста подробно описывающая весь Путь от самого начала и до нирваны, заменяющая бесчисленые сутры Будды (считается что всего есть 84000 сутр). Я получил изложенные здесь наставления в 2002-2005 годах от тибетского монаха Геше Джампа Тинлея, который является учеником Его Святейшества Далай Ламы 14-го, Его Святейшества Богдо Гегена Халка Джецуна Дамба Ринпоче 9-го, Геше Наванга Даргъе, Панора Ринпоче и Геше Вангчена (в Европе слово геше переводят как доктор буддологии; лама переводится как духовный наставник, ринпоче – драгоценный).
Хочу сразу предупредить, что в будущем Коммунистическая Партия Китая собирается назначить своего ложного Далай Ламу, который будет якобы являться перерождением нанешнего легендарного 14-го Далай Ламы. Чтобы управлять Тибетом, который Китай захватил в 1959 году, зверски уничтожив там 1/4 часть населения. Знайте, что настоящим Далай Ламой будет родившийся в том месте, которое укажет 14-й Далай Лама; и которого признают Линг Ринпоче и Кармапа! Очень возможно, что он родится не в Тибете, а в Европе или Америке, о чём нынешний Далай Лама уже сам говорил!