Если то, что в буддизме зовётся привязанностью называть любовью; то её исток это заблуждения:
1) Непостоянный объект кажется постоянным.
В своём непостоянстве человек подобен пламени свечи. Как каждую секунду расходуется и подходит к концу парафин свечи, также и человеческая жизнь непрерывно сокращается. Как пламя свечи непременно рано или поздно погаснет, так и человек обязательно умрёт. Как пламя свечи может погаснуть раньше времени (напр. задует ветер), так и человек может уже завтра умереть. Как пламя свечи ежесекундно изменяется (старые пары парафина выгорают и уже горят новые), так и человек, строго говоря, каждую секунду уже не тот человек (идёт обмен веществ и т.д.); тех людей, которых вы любили год назад, сегодня уже нет. И вряд ли кто-то станет привязываться к пламени свечи, видя его непостоянство; но человек нам ложно кажется постоянным объектом.
Как говорится в Ламрим Ченмо:
«Жизнь под властью Князя смерти, – как светильник на ветру.», и далее
«Многих из увиденных с утра к вечеру никто уж не увидит. И из тех, кого видал вечор, некоторых уж не встретить утром.»
2) Омерзительный объект кажется прекрасным.
Человеческое тело уродливо и состоит из омерзительных веществ: дерьма, мочи, жира, слизи и т.д. Однако из-за красивой одежды и навязанных обществом стереотипов (якобы женское тело красиво) оно нам кажется прекрасным. Никто из нас не захотел бы сесть рядом с кучей дерьма, но мы стремимся обнимать человека; в котором не только дерьмо, но он является и производителем дерьма! И разве тело живого человека состоит не из тех же веществ, что и труп? Почему мы с отвращением смотрим на труп, но обнимаем тело живого человека: разве между ними такая большая разница?
Как говорится в Бодхичарьяаватаре (из 8 главы; * в Индии покойников отдавали на съедение диким зверям):
«Теперь же грифы*, словно потакая твоему нетерпению, обнажили это лицо (любимой). Взгляни на него! Почему же ты убегаешь? Прежде ты укрывал её от чужого взгляда. Отчего же теперь, когда птицы её пожирают, ты, ревнивец, не прячешь любимую? Ты видишь теперь, как грифы и другие животные поедают эту груду плоти. Зачем только ты подносил гирлянды цветочные, сандал и украшения той, что теперь стала пищей других? Неподвижны скелеты, и всё же, глядя на них, ты содрогаешься. Почему же ты не боишься тела, подобного ожившему трупу, в который вселился злой дух? И слюна, и нечистоты берут начало в пище. Почему же нечистоты тебе отвратительны, а слюна – приятна? В нежной на ощупь подушке, набитой хлопком, ты не находишь услады, а дурного запаха тела не слышишь. Сластолюбец, ты помешался на нечистом! Ты испытывал страсть к этому телу, когда кожей оно было покрыто, почему же ты не желаешь его теперь, когда нет на нём кожи? И если без кожи тебе оно ни к чему, зачем обнимать его, когда кожа его покрывает? Если нет в тебе страсти к нечистому, зачем обнимаешь других? Ведь они – всего лишь корзины из костей, стянутые мускулами и вымазанные грязью плоти.
О ум, помешанный на нечистом, почему не глядишь на прекрасный лотос, рождённый из тины и распустившийся в солнечном свете в безоблачный день? Что за радость находишь ты в корзине с грязью? Если ты не желаешь касаться земли, осквернённой нечистотами, почему тогда жаждешь коснуться тела, из которого они появляются? Если нет в тебе тяги к нечистому, зачем обнимаешь других, появившихся на свет из нечистого места, порождённых нечистым семенем и вскормленных нечистотами?
Нечистота тел очевидна. Но если остались сомнения, взгляни на безобразные тела других, брошенные на месте сожжения трупов. Когда содрана кожа с тела, оно внушает ужас. Как можно, зная это, к нему по-прежнему испытывать влечение?
Если нагое тело в его естественном состоянии, с длинными ногтями и волосами, с желтоватыми дурно пахнущими зубами и запахом грязи, поистине вселяет ужас, так зачем ты усердно наводишь лоск, словно чистишь меч, который тебя поразит?»
3) Приписываем объекту любви достоинства, которыми он не обладает.
Любовь вызывает некое наваждение относительно её объекта. Он кажется нам самым умным, самым красивым, самым чувственным, – каким он на самом деле не является (это становится хорошо заметно, когда любовь проходит).
4) Кажется, что объект нашей любви может дать нам счастье.
Если счастье это состояние ума, то как другой человек в принципе может его создать? Происхождение этого заблуждения аналогично, – если бы мы очень замёрзли на морозе, то горячий душ казался бы нам истинным объектом дающим счастье. Но если провести под горячим душем слишком долго, становится мучительно. Настоящий объект счастья должен: чем больше соприкасаешься с ним, тем больше счастья; значит горячий душ не объект счастья. Тоже самое пища: голодному кажется, что еда источник счастья; но когда объедаешься, становится от еды тошно. Так же и, например, с девушкой, когда изголодался по сексу, кажется, что красивая девушка это истинный объект счастья. Но если заниматься с ней сексом пару суток, надоедает и становится противно; начинаешь обращать внимание на её прыщики, желтизну зубов, пот, неприятные запахи и т.п.
Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат