Тема: ш. 88. 12-звенная формула бытия
Если...,
согласно вашей системе,
...признав: «Эти Три Мира — только сознание»,
В той сутре отрицается именно рупа, то
Опять-таки, почему же махатма говорил в ней
О рождении сознания из-за невежества и деяния?
В той же святой сутре «Десять ступеней» о виджняне говорится как о имеющей своей причиной неведение и санскары, а о существовании благодаря собственному признаку — нет. Если бы виджняна существовала благодаря собственной сущности сама по себе, то она бы не зависела от неведения или санскар. Но она зависит. Поэтому, думаю, в действительности-то виджняна как раз никоим образом и не существует, поскольку она имеет место, если есть причина ложности, так же, как, например, волоски и т. д., воспринимаемые обладателем дефекта зрения, и поскольку её нет, если отсутствует причина ложности, так же, как, например, те же волоски и т. д.. Как сказано:
«Бодхисаттва познаёт возникающее зависимо в приведённом в систему виде в порядке возникновения так. Он думает вот что:
1. Незнание истин — неведение в абсолютном (высшем) смысле.
2. Полное созревание (кармы) деяния, совершённого из-за неведения, — санскары,
3. Первый момент сознания, возникающий в зависимости от санскар, — виджняна.
4. Четыре получаемые скандхи, рождающиеся вместе с виджняной, — психическое (нома) и физическое (pyпa).
5. Полностью развитые в онтогенезе психическое и физическое — шесть аятан.
6. Порочное соединение трёх (органа чувств, объекта и виджняны) — соприкосновение.
7. Рождающееся вместе с соприкосновением — ощущение (ведана).
8. Желание ощущений — жажда.
9. Полностью развитая жажда — привязанность.
10. Порочное деяние, возникающее из-за привязанности, — становление.
11. Результат деяния — рождение, возникновение скандх.
12. Полное созревание скандх — старость. Разрушение старых скандх — смерть. Переживания во время смерти и расставания с жизнью и сильное душевное страдание из-за желаний — горе. Возникающие из-за горя возгласы — стенания. Ослабление пяти органов чувств — страдание. Ослабление умственного видения — печаль. Возникновение множества страданий и печалей — смятение (тревожность).
Если так, то должно быть полностью реализовано это понимание несуществование деятеля и ощущающего, причины возникновения массы страдания, древа, приносящего плоды страдания.
При этом: «1. неведение пребывает в двух действиях: вызывает у живых существ полное затемнение восприятия и являет причину полной реализованности санскары.
2. Санскары тоже пребывают в двух действиях: вызывают совершенную реализованность полного созревания будущего и являют причину полной реализованности виджняны.
3. Виджняна тоже пребывает в двух действиях: вызывает перерождение в другом существовании и являет причину полной реализованности психического и физического.
4. Психическое и физическое тоже пребывают в двух действиях: вызывают взаимополагание и являют причину полной реализованности шести аятан.
5. Шесть аятан тоже пребывают в двух действиях: являют полное раскрытие своего объекта и являют причину полной реализованности соприкосновения.
6. Соприкосновение тоже пребывает в двух действиях: вызывает достижение восприятия и являет причину полной реализованности ощущения.
7. Ощущение тоже пребывает в двух действиях: вызывает переживание приятного, неприятного и совершенно свободного от обоих и являет причину полной реализованности жажды.
8. Жажда тоже пребывает в двух действиях: вызывает сильное влечение к желаемому объекту и являет причину полной реализованности привязанности.
9. Привязанность тоже пребывает в двух действиях, подобно указанному выше, и являет причину полной реализованности бытия.
10. Бытиё тоже пребывает в двух действиях: вызывает пребывание другого потока бытия и являет причину полной реализованности рождения.
11. Рождение тоже пребывает в двух действиях, подобно указанному выше, и являет причину полной реализованности старости.
12 Старость тоже пребывает в двух действиях: вызывает полное изменение ослабление действия индрий и являет причину полной реализованности встречи со смертью. Смерть тоже пребывает в двух действиях: вызывает полное разрушение санскары и являет причину непрерывности полного незнания.
Здесь и в других местах виджняна указывается как имеющая своей причиной неведение и санскару. Итак, хотя и объяснено, что виджняна имеет место в результате наличия условия ложного, но почему же вследствие его отсутствия нет и её?
Сказано: «В результате прекращения неведения прекращаются санскары». В результате отсутствия условия (неведения) утихомириваются и не имеют опоры санскары. «В результате прекращения санскар прекращается виджняна». В результате отсутствия условия (санскар) утихомиривается и не имеет опоры виджняна.
После подобного изложения этого в отношении других членов говорится:
«Он думает вот что: «Из-за соединения возникает соединившееся (санскрита). Из-за отделения соединившееся не возникает. Из-за собирания возникает соединившееся. Из-за несобирания — не возникает. Поскольку вижу то, я, поняв это соединившееся как являющее недостаток, многовредность, должен прервать этот поток соединения и собирания и ради полного созревания (совершенства) живых существ должен достичь полного утихомиривания соединителей — санскар».
О, Сыновья Победителя, когда он таким образом выявляет недостаток — многовредность того, что является соединителями — санскарами, познаёт лично, что сущность отсутствует, не рождается и не прекращается».
Поэтому, таким образом, если тот, кто имеет разум, увидев изложенное там наставление, признаёт, что виджняна существует реально, то это признание будет осуществлено из-за взгляда.